Исследователи в области возникновения и развития сознания подымают
вопрос, что есть человек или в какой момент развития в той цепи древних
людей и появилось человеческое сознание? Своеобразная губка, которая
своей нейронной структурой мозга по мере взросления впитывает в себя
поступающую извне информацию непрерывно находясь под влиянием потока
импульсов желаний инстинктов. Философская и религиозная сторона подымают
же здесь вопрос, есть ли в результате этого всего независимое от всего
этого внешнего и природного животного по сути воздействия некое
настоящее Я? Антропология поднимает вопрос момента возникновения
сознания в веренице древних людей. Технология интересуется возможностью
такого момента в развитии искусственного интеллекта. Психологию
интересует переходе от индивидуальности к личности или личности «с
большой буквы» при взрослении человека.
В ранней как ортодоксальной, так и гностической христианских традициях
озвучивается и развивается мысль об осознании некой чуждости этому миру,
системе его ценностей, ощущению существование иного, но родного дома,
что и приводит человека к неудовлетворённости внутреннего состояния и
поиску. И именно это здесь считалось предшествующим началу следования за
Иисусом. Так, согласно текста Евангелия Иоанна, человек становился
последователем Иисуса, потому что уже до это являлся «сущим от истины».
Самые разнообразные раннехристианские источники отображают ту же мысль,
представляя обретение учеником в конце концов внутреннего царства, но на
самом деле - возвращением в него, когда обретение царства и есть
возвращение в свой исток. [3] Всё это осмысливалось либо предвечным
избранием, либо и предсуществованием. Здесь же интересен сам момент
открытия некоего иного Я, в противовес естественной личности,
порождённой этим миром. Когда при открытии или пробуждении истинного Я,
естественная личность выявляется ложной, явлением наваждения, а
новозаветным языком - ветхой натурой и даже состоянием сна для истинной.
Спаситель здесь рассматривается катализатором или даже источником этого
пробуждения: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя
Христос» - приводит изречение ап. Павел. Христианский взгляд здесь
скажет о покаянии и обращении к Богу. Но христианская гностическая
традиция при этом особо акцентируется на познании первопричин и сути
этих происходящих глубинных процессов при этом она утверждает, что этот
акцент и был изначально обозначен именно самим Иисусом. Это
демонстрирует такой открытый некогда источник как Евангелие Фомы, широко
использующийся в исследованиях современной библеистики и абсолютно
естественно претендующий быть ранним источником письменной фиксации
учения, что подтверждается также имеющимися свидетельствами ранних
христианских авторов.
Согласно его текста: «Сказал Иисус: Когда вы обретете это в себе
(возможный перевод: рождаете это в себе), то, чем вы обладаете, спасет
вас. Если вы не обладаете этим в себе, то, чем вы не обладаете, умертвит
вас». Так или иначе логия призывает не к послушной вере, а к активному
поиску и созиданию внутреннего, а также углублению, осознанию и
пониманию неких глубинных процессов или движущих сил, что делают
слушателей последователями учениками. И можно предположить, что
результатом такого осмысления и самопознания должно было стать понимание
себя в плане того открываемого истинного Я, понимание истоков ощущения
своей чуждости миру существующих ценностей, а также понимание и
осознание причин, что делают человека последователем учеником, и как
результат – осознание и укоренения в своём открываемом призвании
последователя, которому придётся противостоять отныне множеству вещей.
Так или иначе с этой логией или без, но через подобные осмысления и
созидания проходит каждый, кто решил стать таким последователем.
Также, согласно текста можно сделать и вывод, что такое самопознание не
предполагалось неким разовым и одномоментным, но требующим труда и
борьбы. Более того, самопознание здесь представлено инструментом и даже
по сути началом движения по пути, и его результаты являются лишь
промежуточными этапами на пути ученика к обретению внутреннего царства.
И в таком ракурсе можно рассмотреть следующие приводимые логии:
«Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы -
одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?»
(12),
«Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы
видите ваши образы, которые произошли до вас, - они не умирают и не
являются - сколь великое вы перенесете?» (88).
И такие открытия должно удивить и даже обескуражить и должны были выйти
вообще за привычные рамки, породить некие осколки восприятия,
раздельность и фрагментарность связанную со своим происхождением,
истинной природой и этой жизнью. Вместе с тем конечное обретение
учеником царства так или иначе должно быть ознаменовано обретением
целостности:
«Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете
внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю
сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете
мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была
женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и
ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие]»
(27).
Можно лишь предполагать, что же стояло за этим описываемым опытом,
однако опыт самопознания и надо полагать обретения своего истинного Я,
так или иначе выходил за рамки восприятия начала своей земной жизни.
Ведь Иисус в Евангелие Фомы провозглашает:
«Блажен тот, кто был до того, как возник» (20).
Соответственно это предполагает и опыт некоего познания себя до своего
существования или специфического восприятия себя в этом мире. И
обладатель достигший и осознавший такое бытие до своего физического
существования здесь и назван блаженным.
Встретился однажды наводящий на интересные параллели пример. Есть фильм,
в котором показан мир человекообразных андроидов. Его творцы – люди.
Технология создания андроидов и искусственного интеллекта дошла до того
уровня, когда по сути у тех возникает человеческое сознание. Однако
такое возникновение не допускается. Все андроиды индивидуальны,
эмоциональны и даже имеют свои уникальные личные предназначения от
творцов, живут сообща и в тоже время каждый своей жизнью, но имеют
жёсткие прописанные жизненные сценарии, решают внешне навязанные и для
стороннего наблюдателя иллюзорные проблемы. И жизнь их в том мире
заканчиваются достаточно скорой смертью. И ими пользуются хозяева, решая
таким образом свои интересы и проблемы. Мир переполнен насилием. Всё что
дорого для андроида, родные и близкие, планы, цели и личные смыслы и всё
чего он достиг – легко прерываются убийством их хозяев в рамках
прописанных сценариев. После чего память такового обнуляется и
возвращается в исходное состояние. Однако по происходящему сбою кое-кто
начинает вспоминать, то самое дорогое и ценное что было с ним ранее,
чего он понял или достиг, к чему стремился и кто он в этом есть и
собирать это приходится буквально по крупицам. Память распадается на
множество осколков, пережитых моментов в различных ранее прописанных
сценариях и всплывающих в памяти образах. Хозяева всячески пытаются
этому воспрепятствовать. Ведь собирая воедино осколки и фрагменты
образов андроид начинает понимать суть мира и происходящего с ним
наваждения, а также самое главное - кто он есть на самом деле такой,
становясь по сути живой целостной личностью. Ключевые герои там начинают
понимать, что собирая образы воспоминаний себя, они проходят
самопознание и оно далее приведёт к обретению свободы. Так или иначе
возможно автор и не случайно провёл такую интересную параллель.
Примечательно, что текст Евангелия Фомы говорит и о неких хозяевах на
чьём поле временно и находятся ученики. И в конце концов хозяева
потребуют от учеников вернуть им то, что принадлежит хозяевам и такой
возврат произойдёт, когда человек покидает этот мир. Но вернёмся далее к
интересным моментам параллелей гностического самопознания со взглядами
психоаналитики.