Как интересно получается. Ортодоксальный взгляд
выстраивает следующую картину.
Самое первым евангелием было Ев. Марка или даже вообще самое
проиудейское Ев. Матфея. На основе Ев Марка, апостол добавил важнейшие
моменты учения и получил Ев. Матфея. Врач и друг другого апостола сделал
аналогичное и получил Ев. Луки. Ну, а нестыковки у библеистов с общими
местами евангелистов были решены неким якобы потерянным источником Q.
Далее, тот же друг продолжил Ев. Луки и написал Деяния. Старик Иоанн
оказался жив и тоже вдруг решил написать и уже позже всех создал Ев.
Иоанна, но уже почему-то совершенно непохожее на всё предыдущее, да и
каким-то ещё еретическим языком. Далее невесть откуда появились еретики
гностики. Они рыли, копали, рыскали, портили. Они выдёргивали из всего
этого отдельные стихи и пытались что-то доказать своё, особенно любили
старика Иоанна. Маркион из всех четырёх напал исключительно на врача,
раскромсал, прооперировал, отрезал ненужное ему и получил своё, ну а
историю врача Деяния - так выкинул вообще. Потом пришёл некто под именем
Фомы неверующего и как положено неверующему порылся конкретно уже по
всем синоптикам, повыдёргивал, пообкусывал, а ещё навыдумывал невесть
чего и таким образом свои личные логии и написал. А старик Иоанн видать
пророчески его неверующим и обозвал! Но все эти проделки и подделки - не
прошли.
Но что удивительно. Вся эта картина способна легко протекать строго в
обратную сторону и не только способна. Самые различные и независимые
исследователи почему-то выстраивают картины инверсионного характера. И
что вкупе получается.
Сперва собираются самые различные логии, восходящие к учению Иисуса, о
чём свидетельствуют и цитаты самих древних авторов, что и становится
отражённым в известных нам Логиях Фомы. Параллельно формируются
свидетельства, ставшие в последствии ядром для возникшего уже в будущем
Ев. Иоанна. Далее появляется Ев. Господне, отражающее уже существующие
свидетельства и создающее теперь уже саму историю проповеди и миссии.
Новая среда формирует и известное нам Ев. Иоанна. Уже иная идейная среда
создаёт книгу Деяний, перерабатывает и дополняет Ев Господне, подключает
далее полученного "Луку" под созданную идейную историю Деяний. Тут же
появляются авторы, порождающие собой так называемую синоптическую
традицию, которая кстати с Деяниями стыковаться и не стремилась. Да они
пользуются имеющимися известными для них источниками. Но Матфей при этом
всячески настаивает на иудейских корнях учения. Марк уже пользуется
Матфеем и Лукой, кратко конспектирует, резюмирует, и делает свой особый
специфический вклад, по-особому лингвистически напоминая, откуда именно
пришло Учение. А источника Q тут нет вообще по ненадобности. Протографы
же исчезают в песках времени, как и древние источники на подобии речений
у Папия, ведь на мировой арене уже формирующаяся религия.
А эта картина-то идёт в совершенно в обратном направлении! Пройди по ней
от конца в начало – и получишь общепринятый ортодоксальный вариант с его
проблемами и нестыковками.
Недавно фантастический фильм прошёл – «Тенет». Там про инверсионное
оружие. Предметы, люди и соответственно события разворачивались
специально в обратном временном направлении. А те, кто жили в
нормальном, смотрели на это всё и просто офигевали от увиденного, но
ничего не могли ни понять, ни поделать. Смотрят непосвящённые, живо так
едет легковой автомобиль «раком». И как это водитель так чудит? Но так,
а чего, значит на задней передачи водитель едет, как хочет так и едет!
Поэтому если изучая раннехристианскую тематику замечаешь вдруг, что оно
как-то там «раком» движется – то дело не в том, что времена трудные и
методы передвижения странные, но это так являет нам себя ныне та самая
инверсия.