© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

О ТОМ КАК «НЕ ВИДЕЛ ТОГО ГЛАЗ, НЕ СЛЫШАЛО УХО» (1 Кор. 2:9) 

(предполагаемая антитеза с радикальным гностическим смыслом)

 
 

 

 
 

Известное для интересующихся вопросами библеистики и раннего христианства место из Послания ап. Павла Коринфянам.

9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
(1Кор.2:9)


Для традиционной библеистики Павел берёт это место (как и указано здесь же) где-то из Танаха. Не дословно, но наиболее близко по фразеологии это Ис.64:4.

Однако нетрадиционная библеистика поднимает вопрос связи высказывания Павла с Евангелием Фомы (или же традицией, нашедшей своё отображение в ЕФ).

(17) Иисус сказал: Я дам вам то, что не увидел глаз, и то, что не услышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и что не вошло в человеческое сердце.

Высказывание Павла здесь намного ближе по фразеологии к ЕФ, а также по смыслу, чем с Ис. 64:4. Однако в таком случае перед нами пример ссылки на известную уже в то время раннехристианскую письменную традицию, однако ссылка эта - единичного характера.

Критика такого взгляда выдвигает в качестве аргумента проблематичность такой ссылки, идентичной массе подобных ссылок в стиле «как написано» но исключительно на Танах. Куда более органично ссылка на новую уже традицию выглядит в реконструкции Посланий, которые выявляют массовую тенденцию снабжать Павла фразами «как написано». Более того сам канонический Павел ссылается и на устную традицию изречений.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". (Еф.5:14)

В этой связи можно также предположить, что 1Кор.2:9 изначально также ссылалась на устную традицию изречений, когда уже переписчик вставил туда связь «как написано».

Также хочется отметить следующее. Фраза 1Кор.2:9 имеет лишь фразеологическое сходство с Ис. 64:4, но абсолютно противоположный смысл и является скорее полной антитезой к Ис. 64:4, особенно в контексте самого повествования второй главы.

Павел говорит о существовании и проповеди им некой тайной сокровенной мудрости. И эту мудрость никто из Начал этого века не познал и она предназначена к славе детей Божьих. И далее в этом контексте и идёт рассматриваемая здесь фраза. Когда под сочетанием «глаз и ухо» могут подразумеваться как живущие на земле люди, так и логически те же самые Начала этого века, которые никак не смогли ни узреть, ни услышать и соответственно понять суть этой мудрости.

Теперь же обратившись к Ис. 64:4 рассмотрим, о чём там речь.

4 Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. (Ис.64:4)

(Ис.64:4) говорит, что не существует такого глаза и не существует такого уха которое бы не видело иного бога, кроме Яхве и того что он делает для надеющихся на него.

Ищё раз и вот так. Все возможные уши и все возможные глаза Ис.64:4 видели деяния Яхве и не видели более никого иного, кто бы совершал такие деяния. Нет таких ушей, что бы НЕ слышали и глаз, что бы НЕ видели, ВСЕ слышали и ВСЕ видели деяния от Яхве и не видели иного.

1Кор.2:9 – говорит совершенно обратное. Здесь нет таких ушей, что бы слышали и глаз, что бы увидели, ибо ВСЕ НЕ услышали и ВСЕ НЕ увидели! Уши и глаза на земле или те самые которые на небе не смогли услышать и не смогли увидеть и понять мудрость.

Смысл по сути – вообще противоположный. С одной стороны ссылка не является по ортодоксальному некой традиционной пророческой цитатой. С другой стороны такое упоминание может являться наоборот и полной антитезой к Ис.64:4. Ибо все существующие уши и глаза Ис.64:4 – все они «поголовно» являются видящими славные деяния Яхве и все познали, что нет Иного с его деяниями. А если они те же, что и уши и глаза 1Кор.2:9 то они не смогли увидеть и понять мудрости тем паче от Иного, которого для них - нет. В таком случае, не спрятан ли изящно перед нами самый натуральный гностический смысл, а ссылка «как написано» была при этом специально вставлена для «имеющих уши»?

Так или иначе, мы всё равно не имеем ответа на изначально поставленный вопрос, однако имеем понимание здесь антитезы, и версию возможной грани мастерского «цитирования» Танаха, по сути со спрятанным гностическим смыслом. Ведь не зря же мудрость и названа тайной и сокровенной, которую все подряд уши здесь просто так никак не услышат.

 

 
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 


 
 

Влад Вальберг
 8 мая 2019
vladvalberg@gmail.com

 
  Далі >>>

РЕКОНСТРУКЦИЯ КОСМОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АП. ПАВЛА В ИССЛЕДОВАНИЯХ АЛЬБЕРТА ШВЕЙЦЕРА

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна