|
Некогда предпринял попытку собрать
из греческого текста Нового Завета все те места, которые говорят о
каких-то ныне непонятных Началах и Властях этого мира, его «архонтах».
Проанализировал содержание той проповеди с их упоминанием,
проклассифицировал по признакам использования в качестве земных властей
или неких духовных космических сил, а также по критерию позитивной или
негативной их оценки. Также попытался восстановить ту картину и учение,
которое могло стоять за их упоминанием (опубликовано в
«Космологической системе апостола
Павла»).
Далее был сделан и вывод, что специфическая терминология космологических
«архонтов»: начал, властей, господств и сил напрямую используется Павлом
в посланиях – десять раз (это как минимум при прямом упоминании). При
этом все самые ключевые фундаментальные моменты вероучения связаны
именно с этой терминологией, а именно она используется когда развиваются
следующие тематики:
1) мистерии смерти Христа;
2) мистерии распятия;
3) воззрении о конце этого мира - эсхатология;
4) понимания освобождения и спасения пришедшего во Христе - сотериология;
5) мистики церкви как тела Христа;
6) воззрение о происхождение закона Моисеева да и религиозного пути
иудеев.
А исходя что все самые фундаментальные вопросы у ап. Павла были связаны
с этими самыми «архонтами» возникал вопрос недостающего интересного и
важного звена, а именно тематики сотворения нашего мира. Конечно же само
новозаветное выражение «Начала этого мира» говорит уже само за себя и
наводит на размышления, ведь Начало это никак здесь не мыслится Отцом
Небесным, однако всё-таки в перечне тематик упоминание сотворения -
отсутствовало.
Примечательно, что в самом каноническом тексте Первого послания апостола
Павла перед нами предстоит образ иного – неортодоксального мышления. Так
Павел этот мир с его Адамом представляет творением душевным.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а
последний Адам (Господь) есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и
небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
(1Кор.15:44-49)
Первый человек в этом мышлении принадлежит бытию, изначально от
сотворения охарактеризованному как душевному. Первый человек – глиняный
(перстный), охарактеризован уровнем душевного (и стал человек душою
живою Быт.2:7). Душевность – здесь именно фундаментальное свойство этого
бытия, когда человек с глиняным телом представлен именно творением
душевным. Все потомки Адама – это его естественные природные копии –
глиняные люди душевных тел, души живущие, из глины появившиеся и туда в
прах естественно возвращающиеся. Но всё эту фатальную картину жизни
душевного бытия способен радикально изменить человек с Неба, Господь с
неба - ведь он есть дух животворящий. Те, кто от душевного – наследуют
судьбу природы душевного, т.е. смертны, а те кто отныне от духовного,
наследники судьбы духовного, они выходят из душевного фатального
порядка, они отныне причастники судьбы человека с неба, входя в силу
духа животворящего.
И естественно, если творение отражает творца, как и говорит сама история
книги Бытия, то и возникает вопрос, что духовный Господь с неба и
отражает соотвественно творца небес – Отца небесного, то кого же тогда
отражает душевный Адам со всем материальным творением? Этот вопрос есть
логическим к тому, как мыслит сам Павел и что
он бы в таком случае ответил на него.
Как раз реконструкции первого издания апостола то самое интересное и
важное и недостающее до полноты картины звено и обнаружила. Находится
оно в Послание Павла Лаодикийцам (известное ныне как Послание Ефесянам).
Послание Лаодикийцам. Оно и показывает, кто стоял за душевным творением.
(Выдержка из реконструкции)
Мне, наименьшему из всех, дана благодать сия открыть всем, в чем
состоит домостроительство тайны от века скрытой от бога, создавшего все
<вещи> дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям
на небесах многоразличная премудрость Божия …
Послание Ефесянам 3:8-10
Цитата канонического Павла.
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать
язычникам неисследимое богатство Христово 9 и открыть всем, в чем
состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге,
создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через
Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость
Божия,
В Послании Лаодикийцам говорится о странном незнании творца этого мира
некой ныне раскрывающейся тайны, при этом проводится параллель между ним
и началами и властями, а также вероятно эонами (множественное число, что
переведено в тексте как «от вечности»), которые все пребывают в
незнании, но начинают ныне вникать и понимать для них закрытое Иным.
До нас дошла подробная
обличительная полемика Тертуллиана по этому фрагменту и дающая
возможность реконструкции фрагмента. Для самого Тертуллиана некие начала
и власти в небесах (!) означали положительных «персонажей». При этом он
ненавистного редактора обличает в безумии невозможности провести даже
нормальную здравую правку, вместо того чтобы изложить ясно или выкинуть
при надобности вообще всё, а не менять лишь один предлог, запутывая
таким образом в противоречии смыслы.
По моему мнению обе версии греческого текста имеют витиеватое
построение, да и по смыслу там как бы намыкается про некую тайну, однако
каноническая версия Послания Ефесянам звучит гармонично и более понятно.
И здесь при прочтении непосвящённый в нюансы читатель, вслед за
Тертуллианом попадает в ситуацию противоречия, когда для него Творец сам
не знает того, что скрыл от своих же ангелов. Думаю, что такая игра слов
и смыслов была предпринята Павлом специально, чтобы тот кому надо -
пронял, а тот кому не надо, в принципе бы тоже понял, но по-своему.
Единственное оказалось, что тот понявший по-своему и был переписчиком с
пером в руках, работавший уже над тем, что мы знаем, как Послание
Ефесянам.
А сам специфический язык написания характерен для Павла. Так, например,
в той же 8 главе Послания Римлянам Павел также использует выражения
намёков, когда касаясь темы спасения и причины несовершенства этого
мира, вместо Бог говорит о спасении от «возлюбившего», а причину
стенания этого творения возводит к некоему «покорившему». Мол, кому
надо, поймёт о чём речь. Так оно и осталось странным описанием до сего
времени.
Таким образом здесь и восстанавливается то самое недостающее звено. При
этом все остальные моменты с описанием учения с терминологией «архонтов»
находятся в самой канонической версии имеющегося у нас на руках Нового
Завета.
|
|