© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

Апостол - картина сотворения материального мира

 
 

 
 

Некогда предпринял попытку собрать из греческого текста Нового Завета все те места, которые говорят о каких-то ныне непонятных Началах и Властях этого мира, его «архонтах». Проанализировал содержание той проповеди с их упоминанием, проклассифицировал по признакам использования в качестве земных властей или неких духовных космических сил, а также по критерию позитивной или негативной их оценки. Также попытался восстановить ту картину и учение, которое могло стоять за их упоминанием (опубликовано в «Космологической системе апостола Павла»).

Далее был сделан и вывод, что специфическая терминология космологических «архонтов»: начал, властей, господств и сил напрямую используется Павлом в посланиях – десять раз (это как минимум при прямом упоминании). При этом все самые ключевые фундаментальные моменты вероучения связаны именно с этой терминологией, а именно она используется когда развиваются следующие тематики:

1) мистерии смерти Христа;
2) мистерии распятия;
3) воззрении о конце этого мира - эсхатология;
4) понимания освобождения и спасения пришедшего во Христе - сотериология;
5) мистики церкви как тела Христа;
6) воззрение о происхождение закона Моисеева да и религиозного пути иудеев.

А исходя что все самые фундаментальные вопросы у ап. Павла были связаны с этими самыми «архонтами» возникал вопрос недостающего интересного и важного звена, а именно тематики сотворения нашего мира. Конечно же само новозаветное выражение «Начала этого мира» говорит уже само за себя и наводит на размышления, ведь Начало это никак здесь не мыслится Отцом Небесным, однако всё-таки в перечне тематик упоминание сотворения - отсутствовало.

Примечательно, что в самом каноническом тексте Первого послания апостола Павла перед нами предстоит образ иного – неортодоксального мышления. Так Павел этот мир с его Адамом представляет творением душевным.

45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам (Господь) есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
(1Кор.15:44-49)


Первый человек в этом мышлении принадлежит бытию, изначально от сотворения охарактеризованному как душевному. Первый человек – глиняный (перстный), охарактеризован уровнем душевного (и стал человек душою живою Быт.2:7). Душевность – здесь именно фундаментальное свойство этого бытия, когда человек с глиняным телом представлен именно творением душевным. Все потомки Адама – это его естественные природные копии – глиняные люди душевных тел, души живущие, из глины появившиеся и туда в прах естественно возвращающиеся. Но всё эту фатальную картину жизни душевного бытия способен радикально изменить человек с Неба, Господь с неба - ведь он есть дух животворящий. Те, кто от душевного – наследуют судьбу природы душевного, т.е. смертны, а те кто отныне от духовного, наследники судьбы духовного, они выходят из душевного фатального порядка, они отныне причастники судьбы человека с неба, входя в силу духа животворящего.

И естественно, если творение отражает творца, как и говорит сама история книги Бытия, то и возникает вопрос, что духовный Господь с неба и отражает соотвественно творца небес – Отца небесного, то кого же тогда отражает душевный Адам со всем материальным творением? Этот вопрос есть логическим к тому, как мыслит сам Павел и что он бы в таком случае ответил на него.

Как раз реконструкции первого издания апостола то самое интересное и важное и недостающее до полноты картины звено и обнаружила. Находится оно в Послание Павла Лаодикийцам (известное ныне как Послание Ефесянам).
Послание Лаодикийцам. Оно и показывает, кто стоял за душевным творением.

(Выдержка из реконструкции)
Мне, наименьшему из всех, дана благодать сия открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны от века скрытой от бога, создавшего все <вещи> дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия …
Послание Ефесянам 3:8-10

Цитата канонического Павла.
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

В Послании Лаодикийцам говорится о странном незнании творца этого мира некой ныне раскрывающейся тайны, при этом проводится параллель между ним и началами и властями, а также вероятно эонами (множественное число, что переведено в тексте как «от вечности»), которые все пребывают в незнании, но начинают ныне вникать и понимать для них закрытое Иным.

До нас дошла подробная обличительная полемика Тертуллиана по этому фрагменту и дающая возможность реконструкции фрагмента. Для самого Тертуллиана некие начала и власти в небесах (!) означали положительных «персонажей». При этом он ненавистного редактора обличает в безумии невозможности провести даже нормальную здравую правку, вместо того чтобы изложить ясно или выкинуть при надобности вообще всё, а не менять лишь один предлог, запутывая таким образом в противоречии смыслы.

По моему мнению обе версии греческого текста имеют витиеватое построение, да и по смыслу там как бы намыкается про некую тайну, однако каноническая версия Послания Ефесянам звучит гармонично и более понятно. И здесь при прочтении непосвящённый в нюансы читатель, вслед за Тертуллианом попадает в ситуацию противоречия, когда для него Творец сам не знает того, что скрыл от своих же ангелов. Думаю, что такая игра слов и смыслов была предпринята Павлом специально, чтобы тот кому надо - пронял, а тот кому не надо, в принципе бы тоже понял, но по-своему. Единственное оказалось, что тот понявший по-своему и был переписчиком с пером в руках, работавший уже над тем, что мы знаем, как Послание Ефесянам.

А сам специфический язык написания характерен для Павла. Так, например, в той же 8 главе Послания Римлянам Павел также использует выражения намёков, когда касаясь темы спасения и причины несовершенства этого мира, вместо Бог говорит о спасении от «возлюбившего», а причину стенания этого творения возводит к некоему «покорившему». Мол, кому надо, поймёт о чём речь. Так оно и осталось странным описанием до сего времени.

Таким образом здесь и восстанавливается то самое недостающее звено. При этом все остальные моменты с описанием учения с терминологией «архонтов» находятся в самой канонической версии имеющегося у нас на руках Нового Завета.
 
 

 
 

Влад Вальберг
 2023
vladvalberg@gmail.com

 
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 

 
  Далі >>>

О ТОМ КАК «НЕ ВИДЕЛ ТОГО ГЛАЗ, НЕ СЛЫШАЛО УХО»

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна